среда22 января 2025
newspn.in.ua

Английский мастер дождевых гонок: история Дженсона Баттона.

19 января свой день рождения отмечает Дженсон Баттон. Британский гонщик вошел в историю Формулы-1 прежде всего как чемпион сезона 2009 года, а также как выдающийся мастер дождевых гонок.
Английский мастер дождевых гонок: история Дженсона Баттона.

Ранние годы

19 января 1980 года в семье Джона Баттона и Симоны Лайонс, которые жили в маленьком городе Фрум, родился сын – Дженсон. Он стал четвертым ребенком, но при этом первым и единственным мальчиком. Интерес к гонкам у нашего героя возник благодаря отцу, который участвовал в соревнованиях по ралли-кроссу и имел прозвище "Колорадский жук".

Глава семьи всячески поощрял желание Баттона-младшего продолжить гоночную династию. В то время как мать долгое время сопротивлялась, говоря о том, что это слишком опасное увлечение.

Несмотря на эти "протесты", в возрасте восьми лет наш герой сел за руль картинга и начал участвовать в соревнованиях. Уже в 1991 году он выиграл свою первую значимую награду – титул чемпиона Британии в категории кадетов, а в 1997 году завоевал престижный титул чемпиона Европы по картингу, что привлекло к нему внимание гоночных команд.

Переход на "большие колеса" произошел в 1998 году – тогда Баттон начал выступать в Формуле-Форд, где добился невероятных успехов. Он не только выиграл чемпионат Великобритании, но и завоевал престижный трофей Formula Ford Festival, после чего получил право пройти тесты болида Формулы-1 команды Макларен.

Следующий год наш герой провел в британской Формуле-3, где занял третье место. Этот результат снова привлек внимание "больших акул" автоспорта.

И уже в 2000 году Дженсон дебютировал в Формуле-1 за рулем команды Уильямс. К переходу в "королевские гонки" британець отнесся настолько серьезно, что даже разорвал отношения со своей девушкой, считая, что она отвлекает его от автоспорта.

Интересный факт: В 2001 году на экраны вышел фильм "Гонщик". Хотя действия фильма происходят в американской серии ChampCar, многие элементы сюжета были заимствованы из Формулы-1 конца 90-х. А прототипом одного из основных персонажей Джимми Блая стал Дженсон Баттон, который к тому времени уже стал звездой гонок в Великобритании.

Williams, 2000

В своих дебютных гонках, на Гран-при Австралии, несмотря на старт с 21-й позиции, наш герой имел все шансы заработать очки. Однако поломка двигателя за 12 кругов до финиша заставила его сойти с дистанции.

Перший Гран-прі Дженсона Баттона
Первый Гран-при Дженсона Баттона
Getty Images

Тем не менее, начало заезда произвело огромное впечатление на многих людей. А следующий этап принес первый зачетный балл.

В целом, никаких больших ожиданий от сезона никто не строил. Лидеры сезона (Макларен и Феррари) были далеко впереди. А где-то там в тени битвы Шумахера – Хаккинена шла борьба второго эшелона за третье место в Кубке конструкторов и пятое в личном зачете.

Уильямс же только начинал выбираться из кризиса, который двумя годами ранее начался из-за ряда факторов, главным из которых был уход Эдриана Ньюи из команды.

Наивысшим результатом Дженсона в сезоне стало 4 место в Германии. Конечно, всю славу с того этапа забрал Рубенс Баррикелло, который одержал свою первую победу после старта с 18-й позиции. И где-то там, на фоне, осталось незамеченным еще одно достижение: Баттон, который начал гонку последним, на машине "второго эшелона" совершил прорыв на мокрой трассе и стал тем самым "лучшим среди остальных".

Уже тогда проявилось умение нашего героя принимать грамотные решения в условиях изменчивой погоды, что позже стало его визитной карточкой.

За весь год британець лишь 6 раз финишировал в топ-6. Напоминаю, тогда очки начислялись по системе 10-6-4-3-2-1. Таким образом, Дженсон набрал 12 очков. Это было вдвое меньше, чем у напарника – Ральфа Шумахера (младшего брата "Красного Барона"). В итоговом протоколе это была восьмая позиция. А Уильямс занял третье место в командном зачете.

"Железный Фрэнк" всегда славился очень жестким отношением к своим гонщикам. Чего стоит только увольнение Найджела Менселла сразу после того, как тот стал чемпионом в доминирующем стиле. Куда менее именитые пилоты с еще большей легкостью выставлялись "на мороз".

Однако история Баттона была другой – его с самого начала брали в команду лишь на один сезон.

Benetton-Renault, 2001-2002

Хорошие, как для дебютанта, результаты в 2001 дали возможность нашему герою вести переговоры с несколькими командами. Многие хотели заполучить талантливого пилота.

Остановил свой выбор Дженсон на коллективе Бенеттон, который был выкуплен автоконцерном Рено. А одновременно, к руководству вернулся "злой гений" Флавио Бриаторе.

Следует также отметить, что на родине в Великобритании Баттон всегда был на первых страницах всякой прессы. Его все время нахваливали, говоря, что это будущий чемпион. И постепенно он подхватил "звездную болезнь".

Если полтора года назад он разорвал отношения ради карьеры гонщика, то теперь – слишком много времени проводил со своей новой девушкой – певицей Луизой Гриффитс.

Дженсон Баттон та його дівчина - Луїза Гріффітс. Захід Laureus Night of Sport & Film у Монако.
Дженсон Баттон и его девушка - Луиза Гриффитс. Мероприятие Laureus Night of Sport & Film в Монако.
Getty Images

Нашего героя регулярно замечали в элитных клубах по всей Европе, а также он постоянно попадал на обложки светских журналов, что на самом деле негативно сказывалось на его репутации.

Не оставили без внимания подобный образ жизни и спортивные журналисты: в английских медиа Дженсона начали называть "плейбоем". Он стал чем-то напоминать двух других ярких представителей Объединенного Королевства – Джеймса Ханта и Эдди Ирвайна.

На Гран-при Монако наш герой прибыл на яхте, где, по слухам, устраивались вечеринки с множеством гостей. Этот поступок очень не понравился боссу команды. Кстати, Флавио также приплыл на яхте, но на пять метров короче